Lo-fi house (или Outsider House) — это поджанр хаус-музыки, отличающийся грувовыми ритмами, упрощённым продакшеном и атмосферой «домашней» записи. В России этот жанр начал активно упомянаться и мелькать в соцсетях во второй половине 2010-х годов, когда местные продюсеры начали экспериментировать с лёгкими мелодиями, винтажными семплами и лоу-файной эстетикой. В этой статье приведена сводная информация о ключевых, по нашему мнению, представителях русской lo-fi house сцены.
Российская lo-fi house сцена сформировалась благодаря нескольким ключевым исполнителям:
-
AL-90 (aka Absurdlight90, Absurd Light) — мурманский продюсер, чьи работы стали мостом между классическим deep house и lo-fi эстетикой. Стоит заметить, что AL-90 крайне редко появляется в публичном медиапространстве. Тем не менее его треки отличаются тёплыми аналоговыми синтезаторами, мелоличными аккордами и характерной "плёночной" текстурой звука. Пример рецензии на релиз от AL-90 с сайта rateyourmusic: «Меланхоличная прогулка по родным местам. За десять лет АЛ-90 все уже успели назвать русским Burial, но грех это не повторить. У одного был сбивчивый дабстеп и дождливый Лондон, у другого — ритмически четкий хаус и приятные глазу панельки. И вроде бы здесь нет семплов из русской музыки, нет каких-то особенно привычных нашему уху гармоний, но общий дух абсолютно, извините за пошлость, думерский. «Думерский» не в том плане, что все пиздец и мрак, а скорее в ощущении какой-то приятной меланхолии, в настроении одинокой ночной прогулки по переулкам родного села. Желтый свет освещает дорогу, вокруг никого, а ты идешь себе, засунув руки в карманы, и думаешь о чем-то личном. Скоро домой, скоро вставать, но все это растворяется где-то в дымке пока не наступивших моментов. А пока есть только настоящее, где ты все топаешь и топаешь, смотришь на пустынный постсоветский пейзаж и размышляешь, наверное, о той, которая тебе так понравилась, а может быть — о скорых экзаменах, к которым так сильно не хочется готовиться, ведь ты можешь просто идти себе и идти, и когда-нибудь набрести на кого-нибудь. И это будет поистине удивительная встреча. А пока просто продолжай перемежаться меж островками желтых огоньков под ритмы АЛ-90. Все, что будет дальше, пока только в голове».
-
Buttechno (Павел Миляков) — экспериментатор, чья музыка балансирует на грани outsider house, dub techno и лоу-файных текстур. Ранние работы Buttechno (2015-2016) задали тон развитию жанра в России. С тех пор Buttechno отметился участием на фестивале Dekmantel, играл на BOILER ROOM в составе шоукейса Johns' Kingdom и неоднократно записывал миксы для Resident Advisor. А также выступал в НИИ (Nii, Science & Art, Москва), Mutabor (Москва), Tresor (Берлин). Отдельной строкой стоит отметить несколько показов Гоши Рубчи́нского (Gosha Rubchinskiy), в саундтрек к которым органично вписались инрелизы/релизы Buttechno.
-
Soft Blade (aka Violet Shabash) — проект, создающий меланхоличный outsider/lo-fi house смешанный с ambient dub под влиянием постсоветской атмосферы и приукрашенный фирменным женским вокалом от Soft Blade. Альбом «Softic» (2019), а именно трек «Yugoslavskiy Groove», набравший более 23 миллионов прослушиваний в Spotify, можно смело причислить к классике русского андеграунда. Кроме множества селфрелизов треки Виолетты можно найти на сборниках Dirty Tapes From Russia Vol. II (Dirty Tapes, 2018) и Isolation VA (Welofi, 2020). Soft Blade стала известной во многом благодаря платформе Soundcloud и таким трекам, как «Zerkalo», «16114205181», «Yugoslavskiy Groove» и «Hope he’ll never die» – обязательно зацените.
-
Nikolay Sunak — один из самых загадочных представителей сцены родом из Москвы. Его музыка сочетает ломаные биты, меланхоличные мелодии и атмосферу 90-х. Работает в крайне закрытом формате, почти не даёт интервью. С 2015 года кроме огромного количества селфрелизов успел отметиться на лейблах Neo Violence, Abandoned, clipp art и в сборниках Welofi VA.